XII-XIV века

История Вологодской епархии (XII-XIV века)

 

 

Становление христианства на Европейском Севере в IX – XIII вв.

 

Во второй половине I тысячелетия н.э. территория Европейского Севера была заселена весью – финно-угорскими племенами, предками современных карелов, коми и вепсов, основным занятием которых были скотоводство, охота и рыболовство. Кроме того, местные жители занимались ремеслом и торговлей. По территории края проходили важные международные торговые пути, связывавшие бассейны реки Волги и Балтийского моря.

Славянская колонизация нашего края началась во второй половине V – VI веков нашей эры. Первыми переселенцами были кривичи, которые продвигались на Европейский Север с территории современной новгородской области по рекам Кобожа, Песь, Чагодоща и другим.

Первыми, кто шел на новые места, были охотники, которых влекла возможность освоить огромные и, почти безлюдные территории. Затем – ремесленники и торговцы. И, последними – земледельцы.

В VIII – IX веках поток славян усиливается. К кривичам и новгородским словенам, идущим со стороны Новгорода, присоединяются выходцы из Ростово-Суздальской Руси. Второй поток, который поначалу был менее интенсивен, но со временем он поставил преграду новгородскому проникновению.

В средней Двине, Белоозере и на Сухоне укрепляются «ростово-суздальцы», а «новгородцы» – на территории Поморья (ныне, Архангельская область) и северо-восточной части Вологодской области. Славянская колонизация Севера проходила мирным путем. Местное население либо уходило в другие места, либо ассимилировалось, принимая русскую культуру, язык и веру.

Принятие христианства неразрывно связано со становлением государственности на Руси. Однако, знакомство наших предков с христианской верой началось значительно раньше. В 40-60-годы нашей эры на территории будущей Киевской Руси проповедовал святой апостол Андрей Первозванный. Христианами были киевские князья Аскольд и Дир. В 957 году христианство приняла княгиня Ольга.

Судьба первых христиан была трагична. Аскольд и Дир были убиты язычником Олегом, Ольга отстранена от власти подросшим внуком Святославом. Простые люди – ремесленники, торговцы и крестьяне, принявшие христианство и уцелевшие в резне, были вынуждены бежать. Поэтому, можно предположить, что в числе славян, переселявшихся на территорию Европейского Севера, были и христиане. Но их количество было незначительно, что подтверждается данными археологических раскопок . Крещение Руси, начавшееся в 988 году в Киеве, распространилось по всей территории Древней Руси. По данным ученых, оно происходило в направлении от Киева к Новгороду – городу, где язычество дольше всех сохраняло свою силу.

Вытесненные из Новгорода язычники уходили все дальше, селились на свободных землях и проживали здесь до того как их, в свою очередь, не вытеснили христиане, приходившие с территории Ростова.

В XI веке, вслед за стихийными переселенцами, на Европейский Север шли представители администрации Ростово-Суздальских князей, которые контролировали освоение новых территорий. В наиболее важных местах появляются погосты – административные центры, где находились представители государства и воинские отряды, собиравшие подати с населения. Вместе с дружинниками шли священнослужители, которые несли веру в Иисуса Христа языческому населению. С этого времени и до XV века территория края находилась в церковно-административном подчинении Ростовских архиереев.

Христианизация региона проходила по направлению водораздела рек Волга – Шексна, затем, поднималась выше – к Белому озеру и, двигалась на северо-восток, к Белому морю.

Несомненно, огромное влияние на распространение Веры Христовой оказали и первые епископы Ростовские – выходцы из Киево-Печерской обители св. Леонтий и его преемник св. Исайя, известные своей миссионерской и катехизаторской деятельностью.

В XI – XII веках количество христиан увеличивается, что подтверждают данные археологических раскопок, во время которых были обнаружены кресты-тельники, иконки-подвески с изображением Пресвятой Богородицы. . Тем не менее, становясь христианами, люди долго сохраняли языческие верования и традиции. Среди находок одного периода в одном поселении обнаруживались как предметы христианского культа, так и чисто языческие предметы (обереги, зооморфные подвески и т. д.).

Известны и случаи выступления язычников против христиан. В 1071 году, во время голода в Ростовских землях, произошло восстание смердов, которые возглавили два волхва – жрецы языческой религии. Волхвы двигались от Ярославля по Волге и Шексне до Белоозера, нападали на богатых людей и убивали женщин, хранивших продовольствие во время голода. В «Повести Временных лет» – самой древней русской летописи сказано: «Когда однажды был голод в Ростовской земле, явились два волхва из Ярославля, говоря: «Мы знаем, кто держит обилие», и пошли по Волге; куда приходили на погост, тут называли богатых женщин, говоря, что эта держит жито, а эта – мед, эта – рыбу … и убивали многих женщин и имущество брали себе. И пришли на Белоозеро, и было у них людей триста. В это же время случилось придти (сюда) от Святослава для сбора дани Яну, сыну Вышаты. Сказали ему белозерцы, что два кудесника избили многих женщин по Волге и по Шексне и пришли сюда».

В результате стычки был убит священник, сопровождавший дружину Яна Вышатича, а волхвы бежали. Белозерцы предпочли выдать воеводе жрецов старой веры, а воевода распорядился выдать волхвов на самосуд родственникам убитых женщин.

Христианская религия, находясь в окружении язычества, укоренялась постепенно. Становлению православной веры мешало то, что население было рассеяно на огромной территории. Поэтому, в XII- XIII веках главными проводниками веры Христовой стали монастыри-миссионеры, которые располагались в хорошо известных и жизненно важных путях колонизации Европейского Севера – на слиянии рек, на озерах или торговых маршрутах.

В 1147 году, на ручье Кайсарове, впадавшим в реку Вологду преподобным Герасимом был основан Свято-Троицкий Кайсаровский монастырь. В середине XII при слиянии реки Юг и реки Сухоны был основан Троице-Гледенский монастырь. В 1212 году в Устюге преподобным Киприаном были отстроены две церкви – во имя архангела Михаила и Введения во храм Пресвятой Богородицы. Иноки, собравшиеся вокруг церквей, положили начало Михайло-Архангельской обители. Около 1250-х годов в Устюге появляется вторая обитель – Иоанно-Предтеченский монастырь.

В 1251 году благоверный князь Глеб Белозерский основал в устье Шексны Троицкий Усть-Шехонский монастырь. Около 1260 года на Кубенском озере возник самый старый на севере России каменный монастырь – Спасо-Каменный. Предание об основании монастыря рассказывает, как князь Глеб Василькивич, плывя из Белоозера в Устюг, был застигнут в пути на Кубенском озере сильной бурей. Судно его прибило к маленькому островку, называемому Каменным. В честь своего спасения князь построил здесь монастырь.

Монастыри-миссионеры не были втянуты в торговую и хозяйственную деятельность, поэтому, они сосредотачивались на богослужебной и миссионерской деятельности. Как пишет известный ученый, доктор исторических наук А.В. Камкин: «Сила воздействия новой веры могла быть, прежде всего, в личном примере ее проповедников. Можно предполагать, что немногочисленное иночество первых северных монастырей объединяло людей незаурядных, аккумулировавших в себе высокий молитвенный настрой и готовность к подвигу. Окружающий мир не мог остаться равнодушным».

Монастыри-миссионеры создали основу для укрепления и распространения христианской веры среди населения Европейского Севера и стали фундаментом такого явления, которое будет названо потомками «Северной Фиваидой».