XX Международные Рождественские образовательные чтения

С 22 по 25 января в Москве проходили XX Международные Рождественские образовательные чтения, в которых самое активное участие приняли представители Вологодской епархии. В этом году чтения были посвящены теме «Просвещение и нравственность: забота Церкви, общества и государства».

Традиционно чтения начались с Божественной Литургии в храме Христа Спасителя, на которой сослужили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Блаженнейший Патриарх Александрии и всея Африки Феодор II, Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор. Обращаясь к молящимся, патриарх Кирилл сказал: «Когда человек действует и живет по своей воле, ему кажется, что он сильный, поднимается вверх. На самом деле, без Бога, человек — оторванный от дерева лист. И рано или поздно он в этом убеждается. Мы просим Господа войти в нашу жизнь. Тогда никакие ветры жизни не смогут нас поколебать. Не было эпохи, когда силы зла не пытались бы клеветать на Церковь, ослабить ее, но, укрепляемая силой Божией, Церковь всегда будет жива».

Торжественное открытие XX Международных Рождественских образовательных чтений состоялось 23 января в Гостином дворе. Церемонию открытия и первое пленарное заседание возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Во вступительном слове Святейший Патриарх обозначил «сущностные проблемы всей системы образования, с которыми сегодня сталкиваются не только страны исторической Руси, но и большинство государств мира».

По словам Его Святейшества, «в условиях быстро растущих технических возможностей и увеличения объема получаемой информации юношество оказывается перед лицом большой опасности, когда из мощного информационного потока тяжело извлечь то основное, что необходимо для интеллектуального, духовного и культурного развития личности».

«Все большую популярность получает убеждение, что для юного человека овладение технологиями и последними данными важнее систематичного глубинного изучения науки и культуры. Воспитательная же компонента в образовании и вовсе зачастую оказывается сокращенной с целью экономии времени для новых дисциплин», — отметил Святейший Владыка.

«Доступ к Интернету и различным электронным базам данных создает иллюзию некоего информационного всевластия, возможности в любой момент ответить на любой вопрос, — констатировал Предстоятель Русской Церкви. — Подобно тому, как госпожа Простакова из бессмертной комедии Фонвизина удивлялась, зачем дворянину учить географию, если извозчики и так знают, куда везти, современные юноши и девушки часто не считают нужным по-настоящему запоминать что-либо и учить, ибо вся информация в полном объеме добывается простым нажатием кнопки Enter».

«В этих условиях постоянно обновляющейся новостной повестки дня в особый список риска попадают науки и знания, отсылающие молодого человека к прошлым эпохам, к его корням, — продолжил Святейший Владыка. — История, культура, фольклор, классическая литература окутаны туманом давнопрошедшего времени. А между тем именно за счет приобщения к литературному, художественному и религиозному наследию формируется личность человека и развивается цивилизация».

«Совместная задача общества, Церкви и государства состоит, во-первых, в повышении уровня компетентности всех участников образовательного процесса — не на уровне пользовательских навыков, а в форме полноценного обладания знаниями и умения сопрягать информацию из различных сфер с практикой. Вторая составляющая нашей миссии — воспитательная», — подчеркнул Предстоятель.

«Познавательная ценность обучения должна органично сочетаться с воспитательной функцией. Это единственный путь к цельности мировоззрения взрослеющего человека. Только так мы воспитаем людей, которые смогут созидать, изобретать, принимать решения, основанные на Божественных заветах и опыте культуры», — заключил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Председатель отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий в своем докладе отметил, что, благодаря совместным усилиям, с нуля удалось создать основы системы религиозного образования — от детского сада до вузов. Система религиозного образования Церкви включает все уровни образования: дошкольное, среднее, высшее профессиональное. Отдел религиозного образования и катехизации большое внимание уделяет базовым вопросам — открытости и доступности, системности и непрерывности религиозного образования. Важным моментом является конфессиональная аттестация всех образовательных учреждений Русской Православной Церкви, разрабатываются общие стандарты религиозного образования.

Владыка Меркурий остановился и на проблеме улучшения преподавания в воскресной школе: «Сегодня в Церкви около 13 000 воскресных школ для детей и взрослых. Однако преподавание в них пока еще не имеет единого подхода — отсутствует единообразие в формах и содержании. В течение 2011 г. отдел систематизировал опыт, накопленный в этой сфере. На общественное обсуждение был вынесен ряд подготовленных документов, в том числе положение о деятельности воскресных школ, устав лицензируемой воскресной школы и стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемый в воскресных школах. Реализация принципов, заложенных в этих документах, позволит вывести воскресные школы на новый уровень развития».

Владыка Меркурий подробно рассказал о реализации курса «Основы православной культуры» в школах, рассказал о направлениях в сфере катехизации, в частности, необходимости проведения в каждой епархии, каждом благочинии, катехизических курсов для мирян.

Безусловным достижением отдела по религиозному образованию и катехизации стало функционирование общецерковного интернет-портала «Православное образование», в наполнении которого принимает участие большинство епархий, а также издание журнала «Православное образование». Журнал содержит лучший опыт современной православной педагогики, ориентирован на помощь епархиям в решении практических задач по организации воскресных школ, детских лагерей, православных групп в детских садах.

Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор отметил, что в Чехии дети в государственных учреждениях изучают Закон Божий в течение всех лет обучения. В дошкольных учреждениях основными темами занятий являются «Семья», «Природа», «Животные», «Святой Николай», в младших классах — «Мои первые шаги в христианстве», «Иисус Христос — Спаситель мира», «Бог и человек», и церковнославянский язык; в средних — «Литургическая жизнь Церкви», «Таинства», «Иисус Христос — Путь, Истина и Жизнь». В старших классах преследуется цель — применять личную веру в жизни и изучаются темы: «Образ и Подобие Божие», «Моральные и духовные качества человека», «Святыни земли Чешской».

Заместитель министра культуры А. Е. Бусыгин с сожалением констатировал падение духовности в российском обществе, отсутствие хороших фильмов и литературы для детей и молодежи. Он подчеркнул, что необходим комплекс мер с опорой на национальные традиции, обратил внимание на серьезное и повсеместное изучение русского языка.

Главными темами выступления президента РАО Н. Д. Никандрова были необходимость патриотического воспитания молодежи и всех граждан Российской Федерации, выработка христианского нравственного отношения к труду и богатству. «Только то, что приобретено честным свободным трудом, составляет награду потрудившемуся», — отметил Николай Дмитриевич.

Архиепископ Полтавский и Миргородский Филипп, председатель отдела религиозного образования и катехизации Украинской Православной Церкви, отметил падение уровня духовного сознания людей и процитировал слова святителя Иннокентия Аляскинского, сказанные молодому святителю Николаю Японскому, идущему просвещать языческий японский народ: «Сначала полюби тех, кому хочешь рассказать о Христе, затем сделай так, чтобы они тебя полюбили, а потом говори им о Христе!»

Основное внимание в выступлении председателя отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона было обращено на проблему крушения традиционной семьи в современном мире. Причина этого — отсутствие нравственности, а нравственная составляющая невозможна без религии. «Если мы отрываем нравственность от религиозной жизни, то получаем животную жизнь», — подчеркнул Владыка. Таким образом, по справедливому мнению Владыки Илариона, условием для укрепления семьи и, следовательно, для существования жизни на земле, является воспитание подрастающего поколения на основе традиционной народной культуры.

В заключение пленарного заседания состоялось награждение победителей конкурса «За нравственный подвиг учителя». Вручение Святейшим Патриархом Кириллом Ордена Даниила Московского I степени президенту РАО Н. Д. Никандрову было встречено всеми присутствующими одобрением и аплодисментами.

24—25 января в рамках чтений были проведены тематические конференции, секции и круглые столы по следующим направлениям:

  • Религиозное образование и катехизация в Русской Православной Церкви;
  • Издательская деятельность Церкви;
  • Внешние связи Русской Православной Церкви и религиозное образование;
  • Церковь и наука: пути взаимодействия;
  • Пути Промысла Божия и святоотеческое наследие;
  • Церковь и СМИ;
  • Церковь и казачество: пути воцерковления и сотрудничества;
  • Миссия и образование;
  • Церковь и взаимодействие с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями;
  • Церковь, государство и общество;
  • Церковь и молодежь;
  • Просвещение заключенных как основа социальной интеграции: забота Церкви, общества и государства;
  • Социальное служение Церкви;
  • Трансформация высшего духовного образования;
  • Церковь и культура.

Участники чтений рассказывают о работе форума

Представители Вологодской епархии в рамках ХХ Международных Рождественских образовательных чтений приняли участие в круглых столах, секциях и конференциях по направлениям работы форума.

Л. В. Федченко, председатель отдела религиозного образования Вологодской епархии:

Секцию руководителей отделов религиозного образования и катехизации возглавил председатель синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. Работа была построена динамично, деловито, с извлечением практической пользы для дальнейшей деятельности.

Владыка Меркурий отметил, что при важности всех направлений деятельности в сфере религиозного образования приоритетным в данный момент является преподавание курса «Основы православной культуры» в общеобразовательных школах. По итогам двух лет апробации курса синодальным отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви подготовлен методический сборник.

Большое внимание, по мнению Владыки Меркурия, следует уделять таким направлениям работы, как дошкольное образование и воскресные школы. Причем, к воскресным школам нужен дифференцированный подход, включающий самые разные формы работы с детьми и их родителями, в том числе и семейные воскресные школы.

Что касается катехизации и духовно-просветительской деятельности на приходе, то бывают ситуации, что в крупных городах дела обстоят неплохо, а в провинциальных много недоработок.

После выступления Владыки Меркурия слово было представлено сотрудникам синодального отдела религиозного образования и катехизации. Г.В. Демидов, заведующий сектором православной культуры, особо подчеркнул, что взаимоотношения епархиальных структур с системой светского образования должны быть «взаимовыгодными, взаимоприятными и долгосрочными». Это, несомненно, справедливо, если мы хотим добиться результата — улучшения нравственной атмосферы в семье и школе, укрепления России.

«Было сделано немало: удалось создать основы системы религиозного образования от детского сада до вуза, разработать нормативные документы и стандарты по религиозному образованию, организовать общественный интернет-портал «Православное образование» и выпуск журнала «Православное образование». Но на ниве духовного просвещения предстоит еще много потрудиться», — подвел итоги работы Владыка Меркурий.

О. Ю. Пискарёва, преподаватель воскресной школы храма Рождества Христова (г. Череповец):

Мне удалось посетить конференцию «Церковь. Культура. Информационное общество». Организаторы мероприятия отчитались о проведении выставки «Русь Православная», обозначили проблемы, возникающие при двойном подчинении храмов и монастырей — там, где музеи владеют имуществом совместно с Церковью. На секции «Правовые вопросы деятельности религиозных организаций», которую возглавляла начальник юридического отдела Московской Патриархии инокиня Ксения Чернега, говорилось о сотрудничестве Церкви и государства в вопросах социальной деятельности.

Конференцию «Организация катехизической деятельности в епархии» возглавил митрополит Саратовский и Вольский Лонгин. Она проходила в здании Гостиничного комплекса «Даниловский». Работа конференции началась с доклада по документу «О религиозном, образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви», принятом на заседании Священного Синода 27.12.2011 г. Митрополит Лонгин поделился опытом работы. В Саратове катехизическая работа проводится вне церковной ограды. За каждым приходом закреплено конкретное учебное заведение. Представители приходов участвуют в родительских собраниях в школах, проводят выездные курсы на деревенских и районных приходах. Основными проблемами является нехватка духовно образованных, обладающих религиозным опытом людей, нехватка духовенства, а также недостаточный уровень его образования. По мнению митрополита, молодые священники не должны забывать, что проповедь во время службы и личное общение с прихожанами являются главными катехизическими инструментами. Многие молодые священники недооценивают важность проповеди, и это настораживает. Владыка Лонгин обратил внимание на то, что храмы должны быть открыты для прихожан целый день, и любой желающий мог бы получить в них ответы на свои религиозные вопросы. Закончил Владыка свое выступление тем, что напомнил присутствующим притчу о сеятеле. «Наше дело сеять, а результаты трудов — в руках Господа», — сказал архипастырь.

На секции «Православие и спорт» отмечалось, что во многих епархиях мало внимания уделяется катехизации спортсменов. Новосибирская епархия поделилась своим опытов работы в этом направлении — организацией для спортсменов бесед, православных спортивных турниров, паломнических поездок.

На секции «Формы и методы социальной работы с молодежью» речь шла о проблемах православной миссии в молодежной среде. Не зная истин православной веры, молодые люди находят ей замену в субкультурах, оккультизме, экстремизме. Своим опытом работы с присутствующими поделились сотрудники Центра пророка Даниила, при котором существует Библейская школа. Было рассказано о таком методе работы, как миссионерский поход.

Иерей Александр Краев, клирик Архиерейского Воскресенского подворья (г. Череповец):

Я участвовал в рождественских чтениях впервые. Заявленная тема «Просвещение и нравственность: забота Церкви, общества и государства», на мой взгляд, предельно актуальна, так как вопрос о необходимости нравственного оздоровления народа сейчас стоит очень остро. Сотрудничество Церкви и государственных структур на поприще духовного просвещения является одним из наиболее перспективных путей эффективного взаимодействия.

Запомнилась предваряющая открытие чтений Литургия, совершенная в храме Христа Спасителя Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, Блаженнейшим Патриархом Александрийским и всей Африки Феодором II и Блаженнейшим Митрополитом Чешских земель и Словакии Христофором. Предстоятелям сослужил сонм духовенства. После Литургии с приветственным Словом к участникам чтений обратился Святейший Патриарх Кирилл. Мне, в частности, запомнилось яркое и выразительное сравнение, которое привел в своем Слове Святейший Патриарх. Он уподобил человека, не имеющего твердой веры в Бога и живущего по воле собственных страстей сухому листу, гонимому ветром. Хотя, как кажется, лист летит самостоятельно, подчас поднимается на высоту, но он не имеет никакой собственной силы и является рабом увлекающей его стихии. Человек, уверовавший в Бога и ставший членом в Церкви, наполняется силой, дающей ему возможность идти против ветра и течений этого мира.

Интересной и насыщенной была работа секций и круглых столов. Я участвовал в работе конференции «Воспитание молодежи — общее дело Церкви и государства. Вопросы организации общецерковной системы молодежной работы» и секций «Опыт, возможности и проблемы организации молодежной работы на приходе», «Миссионерская деятельность православной молодежи», «Международные программы «Братства православных следопытов».

Открывал направление, посвященное взаимодействию Церкви и молодежи, епископ Обуховский Иона, викарий Киевской епархии. В своем докладе владыка рассказал о формах работы, перспективах и проблемах связанных с молодежной работой, осуществляемой Украинской Православной Церковью.

Вызвало общий интерес сообщение протоиерея Максима Первозванского, поделившегося практическим опытом использования интернет-технологий в деле церковного просвещения. Отец Максим рассказал о группе «Батюшка онлайн» в сети «ВКонтакте» и убедительно обосновал эффективность такой формы миссионерства.

Произвело впечатление выступление протоиерея Михаила Бацковича, руководителя Братства православной молодежи Черногории (Сербский Патриархат). Отец Михаил рассказал о трудностях и препятствии со стороны властей, с которыми приходится все чаще сталкиваться верующим Черногории.

Очень интересными оказались доклады, озвученные в рамках круглого стола, посвященного миссионерской деятельности молодежи. Особенно мне запомнилось выступление Л.И. Смирновой, специалиста организационно-методического управления синодального отдела по делам молодежи. Лия Игоревна рассказала об опыте организации миссионерских путешествий в глубинку России, привлечении активной верующей молодежи к проповедническим трудам. В рамках секции, посвященной работе с молодежью на приходе, я представил доклад о наших наработках и опыте организации отряда скаутов-разведчиков.

В целом, XX Международные Рождественские чтения явились для меня возможностью перенять практический опыт молодежной работы, узнать о трудностях и проблемах, с которыми приходится при такой работе сталкиваться. Особенно ценными являются практическая направленность чтений, широкий спектр рассматриваемых вопросов и личный опыт, которым делились выступавшие.

Н. А. Богомолова, завуч воскресной школы Архиерейского Воскресенского подворья (г. Череповец):

Яркие впечатления остались от посещения московской православной гимназии «Эллада». При входе в гимназию всех гостей встречали ребята гимназисты: вежливо приветствовали, помогали раздеться, сопровождали в аудиторию. «Здравствуйте!» — звучало отовсюду, при этом лица детей и взрослых светились радостью.

Открытый урок по Закону Божию во втором младшем классе вел иерей Александр Нарушев, кандидат богословия. Батюшка рассказывал о грехопадении человека. И не просто пересказывал библейскую историю, а представлял образы Адама, Евы и змия в виде кукол. Дети слушали внимательно и сосредоточенно. Они учились понимать, что есть добро и зло, и настолько были увлечены библейской историей, что не замечали вокруг себя гостей, которые за ними пристально наблюдали. Атмосфера любви и доброжелательности на уроке передалась всем присутствующим. Батюшка закончил урок напутствием детям. «Запомните три вещи, — сказал он. — Послушание — это проявлении любви к ближним. Научитесь говорить «прости», даже когда вы не виноваты. Старайтесь больше радоваться жизни». Я уверена: и взрослые, и дети сделали правильные выводы от урока: человек, вступая на путь добра, становится счастливее.

А. В. Маркова, инспектор воскресных школ Череповецкого благочиния:

В ходе работы нынешних чтений мне довелось поучаствовать в пленарном заседании и секциях, посвященных православному дошкольному воспитанию и обсуждению проблем стандартизации образования в наших воскресных школах.

На пленарных заседаниях был задан тон чтений: спокойный, уверенный, трезвый, настроенный на деловое соработничество Церкви и государства по всем обозначенным в программе направлениям.

Секция «Православное дошкольное воспитание: 20 лет воссоздания традиций», которую мы посетили вместе с Т.Н. Удальцовой, получилась поистине юбилейной и праздничной. В начале ее работы был подведен итог 20-летним совместным и индивидуальным трудам в деле духовно-нравственного воспитания дошкольников на основах Православия. Обзор наиболее выдающихся достижений в этой области, сделанный старшим научным сотрудником Института семьи и воспитания РАО, преподавателем Православного Свято-Тихоновского университета О.М. Потаповской, сопровождался очень трогательным награждением авторов памятными знаками-звездочками с надписью «Соратнику в деле православного дошкольного воспитания». Такими знаками отметили и наши с Татьяной Николаевной скромные труды.

Впечатлил участников секции представленный целой командой дошкольных работников из Белгородской епархии творческий опыт реализации на практике программы недавно почившей Л.П. Гладких «Мир — прекрасное творение». Белгородцы поделились своими практическими наработками: играми, сценариями праздников, конспектами занятий, идеями по оснащению среды дошкольных учреждений. Бурей аплодисментов откликнулась аудитория на слова протоиерея Олега Кобеца о том, что с этого года преподавание «Основ православной культуры» будет обязательным во всех детских садах Белгорода на основании специального указа губернатора области.

Каждое из представленных выступлений содержало в себе какую-то «изюминку», интересную своей оригинальностью и новизной. Однако было отмечено, что, несмотря на достаточно богатый опыт, теория православного дошкольного воспитания отстает от практики. Особого внимания на сегодняшний день заслуживает проблема разработки научно обоснованной диагностики в этой области. К сотрудничеству в этом направлении были призваны все участники секции.

Вторая секция, вернее круглый стол, в работе которого мне удалось поучаствовать, — «Стандартизация учебно-воспитательной деятельности воскресных школ Русской Православной Церкви». В ходе этого очень важного для развития и стабилизации современной воскресной школы мероприятия члены рабочей группы по разработке стандартов рассказали о представленных на обсуждение документах и ответили на вопросы аудитории. А вопросов, как и опасений, в связи с введением стандартов было немало. Больше всего участников круглого стола волновало, не снизит ли введение стандартов той свободы и творческой инициативы, которая является самой яркой отличительной особенностью наших школ; не станет ли усвоение «стандартного» содержания препятствием к истинному воцерковлению детских душ, не скатимся ли мы вновь к схоластическому заучиванию некоего объема знаний? Требовали ответов вопросы о финансировании, духовничестве, терминологии документа.

Разговор по существу стал возможен, только тогда, когда руководитель рабочей группы по подготовке стандартов иерей Алексей Алексеев ответил на самые острые вопросы и несколько остудил первоначальный пыл, связанный с опасениями по введению стандартов. К концу работы круглого стола страсти окончательно улеглись. Это произошло во многом благодаря хорошо подготовленным выступлениям коллег из Екатеринбургской и Пермской епархий, где уже имеется региональный опыт и стандартизации, и аттестации церковно-приходских школ. Поддержали положительный настрой на стандарты у руководителей воскресных школ и отделов религиозного образования и выступления разработчиков учебных пособий и учебно-методических комплексов, которые уже сегодня успешно используются в практике работы и отвечают в основном требованиям обсуждаемых стандартов.

В ближайшее время предлагается обсудить проекты документов, заложенных в стандарт, на местах и направить свои предложения разработчикам (www.otdelro.ru). Вероятно, что уже новый учебный год в воскресных школах будет начинаться с введения документов, регламентирующих как содержание, так и организацию нашей работы.

Протоиерей Алексей Алин, клирик Архиерейского подворья Воскресенского собора (г. Череповец):

С 22 по 25 января в Москве прошли уже ставшие необходимой и важной традицией Международные Рождественские образовательные чтения. В этом году они были посвящены теме «Просвещение и нравственность: забота Церкви, общества и государства». Представлять Архиерейское Воскресенское подворье на чтениях выпала честь и мне. По приезду в Москву представители нашей делегации направились в Кафедральный Соборный Храм Христа Спасителя, где Божественную Литургию возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Ему сослужили Патриарх Александрийский и всея Африки Феодор и Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор. Как часто бывает, храм был заполнен молящимися и, что показательно, было много причастников. По окончании этой благодатной Литургии мы поехали в гостиницу готовиться к работе по секциям.

На следующий день, 23 января, в Гостином дворе состоялось торжественное открытие XX Международных Рождественских образовательных чтений. Мероприятие состояло из двух частей, и в его завершении участникам чтений была предложена историческая опера «Императрица», просмотр которой закончился бурными аплодисментами.

Я участвовал в работе секций по направлению «Религиозное образование и катехизация в Русской Православной Церкви». Работа секций прошла в гостиничном комплексе «Даниловский» под председательством митрополита Саратовского и Вольского Лонгина и епископа Кемеровского и Новокузнецкого Аристарха.

Нас было около 150 человек — руководители профильных епархиальных структур, помощники благочинных и настоятелей по катехизации, учащиеся курсов, слушатели. В перерывах нам предлагали кофе с выпечкой, а на обед мы были приглашены в трапезную Свято-Данилова монастыря.

На конференции «Организация катехизической деятельности в епархии» был представлен принятый Священным Синодом в декабре 2011 года документ «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви». Докладчики поделились уже имеющимся в епархиях опытом по организации системы оглашения и других форм духовно-просветительской деятельности и результатами введения штатных должностей катехизаторов.

С проектами «Церковный образовательный стандарт по подготовке катехизаторов» и «Положение об аттестации катехизаторов» собравшихся на секции «Подготовка и аттестация катехизаторов» познакомили сотрудники Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви Д.А. Туголуков и А.В. Ракушин. Обсуждались вопросы богословской и специальной подготовки катехизаторов, был рассмотрен опыт обучения катехизаторов по краткосрочным, среднесрочным и долгосрочным программам и перспективы использования дистанционных курсов.

В рамках работы секции «Практические вопросы катехизации» мы были ознакомлены с методиками оглашения, подготовки молодежи к браку, работы в воскресных школах для взрослых. Также был рассмотрен опыт создания курса катехизации через Интернет, что вызвало живой интерес и много живых вопросов, в том числе, и по поводу финансовой поддержки педагогов-катехизаторов.

Завершая работу направления, владыка Лонгин подвел итоги работы секций, отметив, что дело катехизации перестает быть делом отдельных храмов и епархий. Необходимо придать ей системный характер.

Для меня Рождественские Образовательные чтения каждый раз являются особым событием, поддержкой и стимулом в деле спасительного служения.

Е. Ф. Булатова, староста Архиерейского Воскресенского подворья (г. Череповец):

25 января в ходе торжественной церемонии закрытия юбилейных ХХ Международных Рождественских образовательных чтений в Зале церковных Соборов Храма Христа Спасителя управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий во внимание к усердным трудам по развитию грантового конкурса «Православная инициатива» вручил епархиальным координаторам и неоднократным победителям конкурса Патриаршие грамоты.

Владыка Варсонофий особо подчеркнул, что Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл придает большое значение участию епархий, церковных учреждений в различных грантовых программах, позволяющих выстраивать в обществе гармоничные, партнерские отношения. Подобное соработничество приобщает к созиданию церковной жизни не только духовенство, но и мирян. «И зачастую тех из них, кому пока тяжело регулярно ходить в храм и приступить к таинствам, которые ищут Бога, желают творить добро», — отметил управляющий делами Московской Патриархии.

Примером такой деятельности являет сам Координационный комитет по поддержке социальных, образовательных, информационных, культурных и иных инициатив под эгидой Русской Православной Церкви, председателем которого является Святейший Патриарх Кирилл, а исполнительным директором — генеральный директор Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» С.В. Кириенко. Грантовый конкурс «Православная инициатива» реализуется в рамках этого Координационного комитета.

Митрополит Варсонофий сообщил о появлении в 2011 году по благословению Его Святейшества и при содействии Управления делами Московской Патриархии в епархиях Русской Православной Церкви координаторов конкурса «Православная инициатива».

«Эти люди помогали правящим архипастырям, епархиальным отделам, приходам находить формы получения дополнительных материальных средств, например, на созидание в епархии социальной, миссионерской, катехизической, молодежной, информационной деятельности», — продолжил управляющий делами Московской Патриархии.

«Сегодня я имею честь поздравить вас, наших неустанных делателей, и вручить высокие церковные награды: Патриарх заметил ваши труды и удостоил лучших координаторов и многократных победителей «Православной инициативы» Патриарших грамот», — заключил владыка.

В числе победителей конкурса среди епархиальных координаторов — протоиерей Николай Прусаков (Витебская епархия), священник Кирилл Даниличев (Воронежская епархия), священник Александр Нартов (Ставропольская епархия), священник Вячеслав Баскаков (Тверская епархия), А.В. Бардаков (Красноярская епархия), Е.Ф. Булатова (Вологодская епархия), М.А. Лахаткина (Саратовская епархия), монахиня Любовь (Хрычева) (Омская епархия).

Иерей Сергий Ермолаев, ответственный за катехизическую работу в епархии:

Я участвовал в работе нескольких секций: «Практические вопросы катехизации», «Подготовка и аттестация катехизаторов», «Организация катехизической деятельности в епархии». Возглавлял их митрополит Саратовский и Вольский Лонгин. С самого начала владыка обозначил проблему нехватки кадров, сказал, что мы вернулись в начало 90-х годов. Он отметил, что в ближайшие годы катехизацией в основном придется заниматься женщинам, потому что любой мужчина, не имеющий канонических препятствий, попав в поле зрения правящего архиерея, будет рукоположен.

Документ по катехизации, проект которого мы рассматривали на секции, был принят 27 декабря 2011 г. Он предписывает проведение обязательных огласительных бесед. Есть интересные материалы по оглашению на сайте Ростовской-на-Дону епархии (www.a-sad.ru), проведению огласительных бесед он-лайн в виде Skype-конференций для тех, у кого нет времени ходить на оглашение. Есть возможность для катехизаторов повысить свою квалификацию на бесплатных интернет-курсах (www.pravkurs.ru). Я думаю, что это хорошая возможность для тех катехизаторов, которые не имеют духовного образования, а также и для тех, кто получил это образование давно и желает освежить свою память.
На секциях говорилось также о необходимости проведения в епархиях крещальных литургий, которые должен возглавлять правящий архиерей.

Инспектор воскресных школ Харовского благочиния Т. Н. Удальцова:

24 и 25 января в рамках ХХ Международных рождественских образовательных чтений состоялась секция «Православное дошкольное воспитание: 20 лет воссоздания традиции». Работу возглавили: протоиерей Олег Кобец и Ольга Потаповская, куратор секции А.С. Алексеева. Секция была посвящена светлой памяти Любови Петровны Гладких — известного ученого и методиста в сфере православной дошкольной педагогики.

24 января секция проходила в Сергиевском зале храма Христа Спасителя, 25 января — в детском саду № 1252 Западного окружного управления департамента образования города Москвы.

На заседании в первый день присутствовало более 400 человек из различных епархий Русской Православной Церкви: священнослужители, руководители дошкольных отделов территориальных управлений образования, преподаватели педагогических средних и высших учебных заведений, специалисты методических центров, заведующие и воспитатели детских садов — представители России, Беларуси и Украины.

В самом начале работы секции были награждены педагоги-практики, авторы программ, духовники детских садов памятными знаками «Соратнику в деле православного дошкольного воспитания». Всего было вручено около сотни таких знаков.

На заседании в храме Христа Спасителя выступило более 20 человек. Были подведены итоги развития духовно-нравственного воспитания в системе дошкольного образования за 20-летний период. Было отмечено, что был наработан и обобщен немалый практический опыт православного воспитания в детских садах. Созданы десятки программ и методических рекомендаций по духовно-нравственному воспитанию для детского сада и семьи (самые первые материалы, появились в начале 1990-х годов, в 2011 году создан учебно-методический комплект для дошкольного образования доктора педагогических наук Л.Л. Шевченко, одобренный и получивший гриф ОРОиК РПЦ). Однако внедрение программ и развитие сети православно-ориентированных дошкольных учреждений, а также реализация законных прав родителей на воспитание детей на традициях своего народа затрудняются из-за отсутствия задачи духовно-нравственного развития ребенка в государственных нормативно-правовых документах по дошкольному образованию.

В работе секции «Православное дошкольное воспитание» активно участвовало духовенство. В выступлениях священнослужителей был представлен анализ особенностей духовного окормления детского сада, опыт решения проблем в работе с педагогами и родителями воспитанников. Священники активно включились в процесс разработки методических пособий (текстовых, иллюстративных, мультимедийных) по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

Как и в предыдущие годы, большое внимание было уделено вопросам методики и педагогической технологии работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников: первый день работы секции завершился проведением мастер-класса «Использование социокультурного конструктора по духовно-нравственному воспитанию в работе с детьми и педагогами». Участники секции за 20 минут выполнили проектную работу «Макетирование книги «Православные праздники годового календарного круга».

Второй день работы секции — 25 января — целиком был посвящен практике. На базе детского сада № 1252 прошли открытые занятия, презентации, выставка традиционной русской игрушки, круглый стол, участниками которых стали дети, их родители и многочисленные гости секции (около 100 человек).