Для чего нужны храмы русской деревне?

Настоящий бич современной русской деревни — отсутствие церквей. Можно согнать в такую расхристанную деревню полицейских, банкиров, социальных работников, кого угодно, — не будут люди жить лучше, если не будут соотносить свою жизнь с христианскими заповедями.

В благодарственной молитве святого Симеона Метафраста по Святом Причащении среди других прошений к Богу есть и такое: «Чувств просвети простую пятерицу», то есть «просвети пять моих основных чувств». В молитве, таким образом, говорится о необходимости просвещения, божественного света для тех чувств, которыми мы пользуемся в нашей земной жизни. Свет от Создателя нужен нашим чувствам – зрению, слуху, осязанию, обонянию и вкусу – не только во время нашего нахождения в храме, а во время всей жизни, всегда и везде: будь то дома, на улице, на работе — где угодно.

Памятование о священном не дает человеку чувствовать себя в одиночестве, говорит о том, что Бог – всегда рядом, иногда удерживает от греха. Услышишь колокольный звон — перестаешь волком на людей смотреть, потому что этот звон вполне может тебе напомнить о любви к ближнему. Почувствуешь запах ладана — не потянется рука к пачке с сигаретами: что-нибудь доброе и светлое обязательно вспомнится.

Поэтому вполне понятно желание верующих людей восстановить, облагородить то окружение, которое способствовало просвещению «пятерицы чувств». Вспомним старый русский пейзаж: леса, поля, реки, и обязательно — церковь, часовенка или Поклонный крест. Вспомним и то, что совсем еще недавно было на наших просторах. Слова А. И. Солженицына возвращают нас в то страшное время:

«На каждый действующий храм — двадцать в запустении и осквернении. Есть ли зрелище более надрывное, чем эти скелеты, достояние птиц и кладовщиков? Сколько населенных мест по стране, где нет храма ближе ста и даже двухсот километров? И совсем без церквей остался наш Русский Север — издавнее хранилище русского духа и, предвидимо, самое верное русское будущее. Всякое же попечение восстановить хоть самый малый храм, по однобоким законам так называемого „отделения Церкви от государства“, перегорожено для делателей, для жертвователей, для завещателей. О колокольном звоне мы уже и спрашивать не смеем, — а почему лишена Россия своего древнего украшения, своего лучшего голоса?»

Времена, слава Богу, изменились. И, слава Богу, люди понимают, что меняться нужно самим, иначе какое-нибудь очередное временное изменение приведет только к очередной же трагедии — как страны, так и народа.

Всякое новое, по пословице, — это забытое старое. Не окончательно, не основательно забытое, что и позволяет нам помнить об этой основе и вновь наполнять окружающий мир тем, без чего наши предки и представить себе Россию не могли: храмами, крестами, колокольным звоном… Нужно это? Ведь есть же пословица: не в бревнах Бог, а в ребрах. Но — можем ли мы сказать о себе, что мы таких уже духовных высот достигли, что «Царство Божие внутрь нас есть», или же, положа руку на сердце, признаемся, что помощь от «бревен» нам, отнюдь не святым, кровно необходима?

Протоиерей Андрей Смирнов, благочинный Вологодского округа, считает:

«Помощь и от „бревен“ и от „кирпичей“ нужна — особенно сейчас, в эпоху безвременья, духовной расшатанности, общественного уныния. Попросту говоря, нам нужны храмы! И не только в городе, но и в селах, в деревнях. По опыту знаю, насколько отличается жизнь в селе, где есть действующий храм, от „житухи“ в деревне, где храм разрушен или его никогда не было. Думаю, что подавляющему большинству эта разница заметна. И речь идет не только о духовной жизни, но и о, так сказать, материальном воплощении: там, где есть церковь, люди пьют меньше, ниже преступность, соответственно, и дышать там легче. Там чувствуется то самое „просвещение пяти чувств“, о котором мы молимся: даже взгляд у человека другой, добрый, светлый, в такой деревни меньше брани».

Вот почему жители сел и деревень стремятся восстановить или построить новые церкви на своей земле. Если не церкви, то часовни. И это стремление людей искреннее, горячее: в Вологодском благочинии, к которому относится Вологодский муниципальный район, действуют 4 храма, еще 9 строятся; открыты 6 часовен, 4 – возводятся, 9 молитвенных комнат, планируется открыть еще 6. Это — по данным на октябрь 2011 года.

На какие средства происходит строительство и восстановление? Чаще всего деньги собирают прихожане определенного храма — что называется, «с миру по нитке». С радостью могу отметить и то, что многие представители делового мира Вологодского района считают своим долгом помогать строительству церквей, то есть, речь идет об осознании человеком смысла своего сегодняшнего положения, своей ответственности перед Богом и желании помочь ближним. Значит, не всех испортила алчность и желание «пожить для себя, любимого» — это дает большую надежду на духовное восстановление русской деревни. Радует и то, что многие главы сельских поселений оказывают посильную помощь — будь то моральную, будь то материальную (чаще всего и ту, и другую). Это значит, на мой взгляд, что местная власть видит свою ответственность как перед настоящими, так и перед следующими поколениями — не говоря уже об ответственности перед нашими предками, руками которых и были воздвигнуты когда-то подлинные шедевры на родной земле. И шедевры не только архитектурные, но и духовные.

Да, нужны храмы, нужны часовни, нужны колокола. Я уверен, что их возвращение на нашу — далеко не безгрешную — землю поможет ей, земле, и нам, людям, живущим на ней, стать ближе к Христу. Но «автоматически» ближе к Богу не станешь. Хоть золотом купола покрой, хоть бриллиантами кресты — если все наше христианство будет выражаться только в пресловутых «бревнах», ничего хорошего нас не ждет. Христу нужны наши «ребра», то есть сердца, готовые Его принять и жить по Его заповедям. Это и есть смысл возведения всех церквей и часовен — быть ближе к Христу. Вот тогда мы можем говорить о подлинном возрождении русской деревни».

Ниже мы приводим список строящихся церквей, молитвенных комнат и часовен в Вологодском районе.

Возводятся храмы:

  1. п. Майский;
  2. с. Куркино;
  3. с. Новленское;
  4. д. Вотча (реставрируется);
  5. п. Ермаково (реставрируется);
  6. п. Фетинино;
  7. п. Кувшиново;
  8. п. Уткино;
  9. п. Федотово.

Возводятся часовни:

  1. с. Макарово (Пашинка);
  2. п. Сосновка;
  3. п. Непотягово;
  4. д. Стризнево;
  5. п. Лоста.

Планируются часовни:

  1. пос. Кипелово.

Возводятся молитвенные комнаты:

  1. п. Огарково;
  2. п. Грибково;
  3. п. Надеево.

Планируются молитвенные комнаты:

  1. д. Дудинское;
  2. п. Заря;
  3. ст. Дикая;
  4. д. Марфино;
  5. п. Песочное;
  6. с. Остахово;
  7. с. Северная Ферма.

Петр Давыдов